Главная > Мастер-классы педагогов
Мастер-класс педагога: Шаповалова Татьяна Михайловна

Развитие личности школьника через проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута


 Шаповалова Татьяна Михайловна

 педагог-психолог  высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»

 


 Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляю мастер-класс межпредметного назначения, ориентированный на широкий круг специалистов – психологов, педагогов, воспитателей, так как  авторская педагогическая технология, алгоритм  проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута может применяться  в любом школьном предмете. Предложенный опыт составления и реализации индивидуального образовательного маршрута, возможно поможет вам, коллеги, организовывать эффективную работу с детьми, обладающими различными индивидуальными особенностями.

  Пояснительная записка

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

 

Мир неумолимио движется вперед. Активизация инновационных процессов в образовании ведет к тому, что эти перемены приводят к необходимости изменений в системе школьного обучения и воспитания, постановке новых целей – помочь ребенку самореализоваться, раскрыть свой потенциал, научить целенаправленному поиску информации, поисковой и исследовательской деятельности, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Именно индивидуальные достижения как яркий показатель продуктивности личности школьника в процессе самореализации выступают критерием эффективности образовательной системы в целом.

В этой связи актуальным стало сегодня понятие «индивидуальный образовательный маршрут». Оно входит в тексты нормативных документов — концепций образовательных учреждений, программ, становится элементом профессиональной деятельности педагогов и психологов.

Таким образом, актуальность проектирования и реализации индивидуально-образовательных маршрутов сегодня очевидна.

В  настоящее время существуют различные теории,  разработки различных аспектов проблемы в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута. Ими занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги.

Психолого-педагогическим  аспектам личностных достижений посвящены работы Б. Г. Ананьева, Р. Бернса, Л. С. Выготского, А. П. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна.

Педагогический аспект данной проблемы - значимость личностных достижений для процесса педагогического взаимодействия исследовался А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким.

Несмотря  на широкое распространение идей в литературе, ряд важнейших вопросов остается до конца не разработанным. К ним относятся, в первую очередь, вопросы технологического обеспечения проектирования индивидуального образовательного маршрута, диагностики личностных достижений в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута, своеобразная возрастная система составления маршрутов.

Каждый ребенок имеет свои особенности и различия в развитии, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Такого подхода требуют в первую очередь дети «группы риска», имеющие  проблемы в личностной, эмоционально-волевой сфере. В наибольшей степени нуждаются в специальных условиях обучения – одаренные и высокомотивированные дети. Особого внимания требуют слобоуспевающие учащиеся, дети с низкими учеб­ными возможностями.

Чтобы преодолеть эти затруднения, повышать мотивацию, сопровождать одаренных детей, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы.

Данный мастер-класс  представлен в форме обучающего занятия для отработки практических навыков в области проектирования индивидуального образовательного маршрута, с целью повышения профессионального уровня, расширения кругозора в этой области.

Цель: передача опыта в области проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, создание «инновационных продуктов» полученных в результате практической, совместной, экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1.  Познакомить коллег с алгоритмом построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
  2. Развивать профессиональную компетенцию в использовании индивидуального образовательного маршрута.
  3. Способствовать положительной мотивации педагогов на использование получения знаний в практической  деятельности.

Методическое оснащение занятия:

Методы: 

  • интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
  • исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества);
  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  •  сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

 

Приемы:

  • презентация педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи, технологии;
  • наглядная демонстрация достижений с целью передачи знаний и опыта участникам для возможного использования их в работе;
  • беседа с показом практических действий; пошаговое выполнение с диаграммами, таблицами, иллюстрирующими каждый шаг;
  • создание собственного продукта в виде маршрута в практической части по технологии ведущего мастер-класса.

 

Технологии:

  • деятельностный подход: активная деятельность участников, решающих совместно поставленную перед ними задачу, признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействия всех;
  • личностно-ориентированный подход;
  • глубокое сочетание теории и практики;
  • смена деятельности;
  • рефлексивный подход.

Ожидаемые результаты мастер - класса: 

  • возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
  • рост мотивации участников занятия к использованию полученных знаний в практической  деятельности;
  • практическое освоение участниками специальных знаний, умений, навыков и приемов в процессе проектирования и реализации ИОМ.

Оборудование:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  •  презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point; 
  •  стенд с информацией по теме;
  •   раздаточный материал: заготовки шаблонов на ватмане, клей, ножницы; конверты с карточками;
  • буклеты, закладки, линейки;
  • папки с разработанными индивидуальными образовательными маршрутами, портфолио обучающихся.

 

Структура плана-конспекта мастер-класса

1 этап: вступительный

Вступительная часть

Даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия, его ожидаемые результаты

2 этап:  информационный

Теоретическая часть

Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы (рассказ руководителя об актуальности,  причинах для обучения детей по ИОМ, возрастной системы составления маршрута, логической структуры проектирования ИОМ). Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих «изюминок» (приемов).

Представление презентации – проекта

 

 Выступление обучающейся 11 класса с презентацией «Моя будущая профессия – психолог». 

3 этап: практический

Шар и наклонная плоскость

Демонстрация опыта, с целью осознания важности ведения ИОМ, настрой на совместную практическую деятельность

Практическая  часть

Участники мастер-класса под руководством руководителя мастер-класса приступают к созданию «инновационного продукта»

Комментирующая часть

Руководитель  мастер-класса раскрывает последовательно каждый шаг в проектировании маршрутов на практике

Кульминация творческого процесса

После завершения работ участниками, все работы фотографируются и оформляется  мини -выставка, участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему занятие.

4 этап: рефлексивный

Подведение итогов

Заключительное слово автора мастер-класса. (подведение итогов, рекомендуется литература, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу)

Вручение буклетов, где отражены все этапы по проектированию и реализации ИОМ, вручение символических подарков.

Заполнение анкеты обратной связи.

Мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы. Оценка актуальности, логичности, полезности, комфортности пребывания на мастер-классе, пожелания и предложения.

Заключение

Методическая разработка содержит материал мастер-класса, проведённого в 2016 году в рамках республиканского семинара «Основная образовательная программа основного общего образования: от проекта к реализации».

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута тесно связана с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках которых, важным является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, готовой к учебному сотрудничеству, способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а школьникам с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута дает возможность:

  •  усилить поисково-исследовательский, проблемный характер;
  • создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио обучающегося;
  • сосредоточить  деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.


Библиографический список  

 

1. Каменский А. М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А. М. Каменский, Э. Ю. Смирнова // Школьные технологии. – 2000. – N 3.

2. Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

3. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013.

4. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

5.  Лукьянова М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. – 2007. – N 1.

6. Ширшина Н.В. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост.. – Волгоград: Учитель, 2013.

7.   Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012.

8.   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012.

9. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994.

10Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.

 

Конспект мастер-класса 

Презентация к мастер-классу

Презентация "Моя будущая профессия - психолог"

Материалы к практической части мастер-класса

Материалы к стендовой информации

Пример индивидуального образовательного маршрута

Фото с мастер-класса

 

Методические рекомендации по работе с предлагаемыми образовательными материалами

1. Представленный методический материал могут использовать в своей профессиональной деятельности разные специалисты: психологи, педагоги, так как  авторская педагогическая технология, алгоритм  проектирования и реализации ИОМ может применяться  в любом школьном предмете.

2. Предложен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута, теоретический материал подкреплен методическим и раздаточным материалом.

3. Разработаны алгоритмы пректирования и реализации ИОМ для детей разных категорий: для ребенка с повышенным уровнем агрессивности; ребенка слабоуспевающего; ребенка с лидерской одаренностью. Это отражено в материалах практической части.

4. В качестве примера предлагается индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ребенка.

 Скан-копия рецензии

 

 

Надеюсь, что вам был полезен мой мастер-класс. Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на все ваши вопросы!

 

 

  


26.06.2017   20.32

Мануилина Евгения Анатольевна

-1

 Большое спасибо за предоставленные материалы мастер-класса! Именно  составление индивидуального маршрута вызывало затруднения в работе с разными категриями детей,а сейчас стало понятно и доступно.  Скажите всем ли детям вы составляете индивидуальный образовательный маршрут?

23.05.2017   10.14

Лалетина Наталья Петрвна

-1

 Татьяна Михайловна!Спасибо за мастер -класс.Много интересного. Творческих Вам успехов

16.05.2017   20.47

-1

 Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Так же как и Вы, считаю составление индивидуального образовательного маршрута - актуальным и необходимым. Предложенный Вами алгоритм индивидуального образовательного маршрута, действительно интересен и может быть использован в работе как с одарёнными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Четкая структура, подробно прописанные Вами цели и задачи каждого этапа, рекомендации по привлечению специалистов, помогут педагогу скорректировать свою работу, для достижения наилучшего результата. Спасибо.

17.05.2017   23.59

Шаповалова Татьяна Михайловна

-1

 Спасибо за положительный отзыв!




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru