Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ, СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА "ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ"

Авторская педагогическая мастерская Прищепа Татьяны Александровны

(Для участия в работе мастерской необходимо зарегистрироваться на сайте «Педагогическая планета». Если Вы уже являетесь участником мастерской, то Вам необходимо авторизоваться).


Уважаемые коллеги!

Сегодня очень актуальной является проблема использования, создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.
Одним из направлений, которое вызывает  интерес и педагогов, и родителей, и детей является метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить людей более эффективно управлять своим мышлением.

Для меня метод «Шляпы мышления» также имеет значимый профессиональный интерес. Около 10 лет я использую положения метода для организации своей педагогической деятельности. Я прошла обучение и имею международный сертификат полного тренера по Курсу мышления де Боно (fully qualified trainer in deBono Thinking).


АКТУАЛЬНОСТЬ

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Человек пытается охватить мыслями одновременно очень многое - сомнения и переживания, творческие замыслы, логические построения, воспоминания о прошлом, планы на будущее, огромной информационный поток сегодняшнего дня и перспективы дня завтрашнего. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов?
  
На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления», созданный Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
 
   
 
Несколько слов о методе «Шесть шляп мышления» (материал подготовлен на основе книгиЭдвард де Боно «Шесть шляп мышления», Санкт- Петербург, «Питер», 1997)
 
В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».
 
Существует тип мышления, который присущ каждому человеку изначально, как дыхание. Пользуясь этим типом мышления, человек отвечает на телефонные звонки, переходит дорогу, занимается выполнением множества повседневных задач. Многое мы выполняем бессознательно, автоматически. Действительно, какая разница, с какой ноги начать движение во время прогулки, в какой руке нести сумку с продуктами, в какую сторону посмотреть перед тем, как переходить через дорогу? Чтобы справляться с такого рода проблемами, достаточно обладать типом мышления, которое проявляет себя автоматически, как закономерная ответная реакция на внешние обстоятельства. Наличие такого «реактивного» мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.
 
Но есть и другой тип мышления, который отличается большей усложненностью и который используется нами не так часто, но непременно сознательно и только в те моменты, когда это становится необходимым. Это - «взвешенное» мышление, то есть такой подход к делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении – на решение тех или иных непростых задач.
 
Реактивный тип мышления прекрасно подходит для реагирования на то, что с нами в данный момент происходит и совсем не обязателен для долговременного планирования (например, своих действий в ситуациях карьерного роста, своего времени, своих финансовых затрат и т.д.). Взвешенный тип мышления требует определенной концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью «взвешенно» мыслить.
  
 
Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
 
Вот краткое описание каждого из режимов:
 

Белая шляпа
Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист.
Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа
Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
 
Желтая шляпа
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?
 
Черная шляпа
Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
 
 
Зеленая шляпа
Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
 
 
Синяя шляпа
Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
 

 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДЕ
 
 
 
 
ПРОБЛЕМА
 
В связи со всем возникает несколько вопросов:
·         Стоит ли мышление «разделять на режимы» в образовательном процессе?
·         Способствует ли такое разделение более эффективной реализации процессов формирования и развития психо-социальных, интеллектуальных качеств ребенка?
·         Если способствует, то почему? Соответственно, если, с Вашей точки зрения, такой подход не эффективен, то почему?
 
 
 
ГИПОТЕЗА
 
Сам автор метода Эдвард Де Боно выделяет следующие «плюсы» в пользу использования метода:
 
Во- первых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определенных мыслительных операций.
 
Во- вторых, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.
 
В- третьих, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп мышления устанавливаются определенные правила «игры в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил».
 
 
Моя собственная позиция основывается на многолетнем опыте использования метода «Шляпы мышления» в своей профессиональной деятельности, как в работе с детьми в начальной школе, так и со старшеклассниками. С моей точки зрения, значимым является еще один «плюс»: метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы.
 
Данный метод помог мне в создании нескольких авторских технологий, а также в выявлении приемов, методик оценки эффективности обучения с использование метода «Шляпы мышления». По данной теме были проведены семинары, на которых коллеги-педагоги разных предметных направлений познакомились с методом «Шляпы мышления», с конкретными технологиями, созданными на основе метода.
 
 
 
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ
 
Предлагаю для рассмотрения некоторые работы моих коллег, использующих в своей деятельности технологию «Перспектива»:
 
 
 
 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
 
Несомненно, что базы и теоретических и практических разработок будут пополняться и моими работами и работами моих коллег, с которыми мы сотрудничаем.
 
Я приглашаю всех заинтересованных коллег - педагогов разных предметных направлений к взаимодействию и сотрудничеству.
 
В первую очередь жду Ваши творческие авторские разработки, которые хотелось бы разместить как в информационной зоне, где рассказывается о методе, так и зоне практико-ориентированного материала, где будут размещаться практические работы: сценарии занятий, способы, технологии и т.д.
 
Для того, чтобы названные зоны могли пополняться материалом, будут проведены специальные дистанционные 16-ти часовые семинары, где я поделюсь с коллегами конкретными приемами, технологиями, созданными на основе метода и мы вместе обсудим преимущества и риски их использования, а также, возможно, создадим новые приемы и технологии.  
 
Жду Ваши предложения, замечания в зоне для интерактивного общения, а авторские разработки по адресу prischepa@tspu.edu.ru
 
 
 
НОВОСТИ О ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРОВ
 
Уважаемые коллеги! 19-20 ноября 2009 года будет проведен первый дистанционный семинар по теме «Метод «Шляпы мышления» Технология «Перспектива».
 
Предлагаемая технология ориентирована на:
 
·         Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;
·         Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;
·         Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
·         Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;
·         Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
 
 
Зарегистрироваться для участия в работе семинара можно на портале "Педагогическая планета"  в разделе "Дистанционное образование".
 
 
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
 
Предлагаю для обсуждения уже обозначенные вопросы:
 
·         Стоит ли мышление «разделять на режимы» в образовательном процессе?
·         Способствует ли такое разделение более эффективной реализации процессов формирования и развития психо-социальных, интеллектуальных качеств ребенка?
·         Если  способствует, то почему? Соответственно, если, с Вашей точки зрения, такой подход не эффективен, то почему?

30.03.2011   10.09

Коновалова Наталья Петровна

0

Здравствуйте, Татьяна Александровна!  

Хотела ознакомится подробнее с методикой "Шести шляп", получить дистанционное обучение и возможность применять в работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Уточните пожалуйста,как происходит обучение? 

Какой документ документ выдается?

Сколько длится процесс обучения?

 


 

04.06.2010   20.45

Ленская Таисия Анатольевна

1

Здравствуйте, Татьяна Александровна! Очень хочу принять участие в работе Вашей мастерской. Зарегистрировалась только сегодня и боюсь, что уже поздно. Возможно ли принять участие в мастерской?

С уважением, Т.А. Ленская

21.10.2009   11.46

Прищепа Татьяна Александровна

0

Да, Светлана Игоревна, я же не ответила на первую часть Вашего вопроса. Я использовала технологию Перспектива при рассмотрении например, способов упорядочивания массива чисел по возрастанию или убыванию, при рассмотрении идей для безнес-проектов, при рассмотрении разных способов решения задач по программированию.

19.11.2009   20.01

0

Уважаемая Татьяна Александровна! Кажется, я придумала урок  с 6 шляпами.Можно показать вам схемуурока, просто чтобы понять, так я думаю или нет? С уважением- Новикова С.И.

21.10.2009   11.38

Прищепа Татьяна Александровна

0

Добрый день, Светлана Игоревна! Вот как-раз уроки и Кудряшовой О.В. и Василевской В.В. с использованием технологии "Перспектива" и ориентированы на использование и понимание функциональных возможностей всех 6-ти шляп.

  • Предварительная подготовка к занятию проходит под полями белой шляпы (сбор фактов, информации)
  • Оптимисты-желтая шляпа
  • Пессимисты-черная шляпа
  • Новаторы-зеленая шляпа
  • Эксперты-синяя шляпа
  • Ну и красная шляпа работаает в ситуация, когда не соблюдается регламент, когда эмоции "перехлестывают" и кто-то может перебить речь собеседника, не дослушав и пр. Красная шляпа связана в основном с самоконтролем, воспитанием волевых качеств.

Если будут вопросы, давайте обсуждать

14.10.2009   12.55

Прищепа Татьяна Александровна

0

Светлана Игоревна, я и сама не знаю ответа на вопрос: есть ли разница в использовании на занятиях проблемных заданий в гуманитарных и в точных науках. С моей точки зрения, такая разница есть. Вот когда я преподаю информатику, я также ценю ситуации, когда ребята предлагают несколько вариантов решения задачи. Но! В точных науках есть в большинстве случаев одна истина, к которой мы ведем ребят одним путем или разными путями. А вот когда я преподаю основы проектирования, я понимаю, что истин несколько и вариантов решений несколько. Вот и возникают вопросы. Очень хотелось бы услышать мнение преподавателя гуманитарного направления.

Очень жду Ваш урок. С моей точки зрения он ценен как раз тем, что используется проблемное задание в рамках точного предмета, и используется интересно.

Светлана Игоревна, если у Вас есть вопросы для раздумий, задавайте пожалуйста. Будем вместе искать ответы.

19.10.2009   19.12

-2

Уважаемая Татьяна Александровна, здравствуйте! Очень рада, что вы преподаете точные науки, поскольку у меня вопрос - удавалось ли вам на занятии применить прием "Шляп мышления" в полном объеме, то есть все шесть? Варианты с использованием 2, 3, даже 4 шляп приходят в голову сравнительно легко, можно подготовить ситуацию с их использованием на уроке технического цикла. А вот идея с шестью шляпами уменя никак не выходит. Проектируется педсовет, родительское собрание, классный час, а на урок математики не выходит, а ведь интересно. С уважением- Новикова С.И.

15.10.2009   18.04

0

Татьяна Александровна, здравствуйте. Отправила на указанный вами адрес сценарий урока "Как рождаются проблемы, или Помогите репетитору!" Эта разработка публиковалась после Фестиваля в Сети творческих учителей, в сообществе учителей математики:  http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=69586  Буду рада, если окажется нужной коллегам. С уважением- Новикова С.И.

12.10.2009   16.27

Прищепа Татьяна Александровна

0

Светлана Игоревна, спасибо за ответ. Я буду отвечать по частям.

С технологиями Вариант и Перспектива можно познакомиться в рамках моих авторских дистанционных курсов (сейчас идет регистрация).

Прошу Вашего разрешения на то, чтобы выложить Ваш урок в открытом доступе (если хотите, можете прислать доработанный вариант).

Вот Вы замечательно пишите "все точки зрения имеют право на существование- но ведь не все они верны". Тогда возникает самый существенный вопрос: в чем принципиальная разница при работе с проблемными, познавательными задачами при преподавании точных и гуманитарных наук. И есть ли эта разница вообще? Очень жду ответа от Светланы Игоревны и прошу коллег- педагогов и точных и гуманитарных направлений присоединиться к нашему разговору.

12.10.2009   18.19

0

Татьяна Александровна, добрый день. Возможно, именно в том, что все точки зрения имеют право на существование, и таится "пусковой механизм"  принципа проблемного обучения- подвести детей к осознанию того, что не все они верны. Допускаю, что принципиального различия в постановке проблемных задач в точных и гуманитарных науках нет. Ведь и историческую личность оценить однозначно невозможно, да и двумя красками не обойтись - человек в истории многоцветен, и чем беднее учитель задаст палитру красок, тем больше пройдет мимо ученика. А в точных науках? Скорее всего, чем больше решений задачи найдешь, тем лучше. Озадачили вы меня, Татьяна Александровна. Очевидно, нет принципиальной разницы в подходе к решению проблемных задач в разных предметах, и тогда выбор за учителем- задать режим думания. Кажется, Татьяна Александровна, вы незаметно ввели меня в проблемную ситуацию, да? Здорово!

 Если вы хотите опубликовать урок на портале, я его немного подредактирую, он слишком подробный. А на курсы ваши обязательно зарегистрируюсь. С уважением- Новикова С.И.

08.10.2009   17.02

0

Татьяна Александровна, а где можно познакомиться подробнее с "Вариантом" и "Перспективой", не подскажете? Вы где-то публиковали материалы? Новикова С.И.

08.10.2009   16.59

0

Татьяна Александровна, добрый день, мне очень приятно, что вы запомнили мой урок. Именно с вашей подачи (Фестиваль) я заинтересовалась принципами проблемного обучения. На основе вашей модели урока по "Сказке о царе Салтане" сделала для коллег мастер-класс; взрослые люди увлеченно отстаивали свои точки зрения на персонажей. Мне кажется, "Альтернатива" более интересна- дает шанс почувствовать себя в роли другого человека. Может, потому, что я математик, избыток ролей и вариантов ответов больше подходит для гуманитарных дебатов. Это что-то вроде тенденции к толерантности- все точки зрения имеют право на существование, но ведь не все они верны. Хотя ведь и в гуманитарных науках удобнее оперировать "или-или". Пока пытаюсь проникнуть в многоролевую технологию "шляп мышления", придумать, как ее применить на уроке математики. Почему коллеги предпочитают именно многоролевые технологии? Может быть, для активизации большей части класса это удобнее? Надо попробовать.

Обязательно запишусь на ваши дистанционные курсы. Татьяна Александровна, мне очень интересно то, что вы делаете, спасибо вам. С уважением- Новикова С.И.

08.10.2009   15.04

Майская Татьяна Александровна

0

Здравствуйте, коллеги! Вопрос первый: можно ли выложить урок Новиковой Светланы Игоревны в этой мастерской? Но хочу вернуться к вопросу об эмоциях. Я должна признаться, что эмоции на уроке мне мешают и я не люблю игровые приемы работы. Можно ли построить игровое занятие так, чтобы эмоции проявлялись минимально?

08.10.2009   17.04

0

Татьяна Александровна, замените игровое задание нестандартным, и эмоции не будут перехлестывать, мне кажется. С уважением- Новикова С.И.

07.10.2009   16.34

Прищепа Татьяна Александровна

0

Здравствуйте, Светлана Игоревна! Рада весточки от Вас. я помню Ваш урок- очень интересный. Надо заметить, что немногие учителя решаются придумать свой собственный урок на основе технологии "Альтернатива". Как Вы думаете, почему технологии "Вариант", "Перспектива" в большей степени используются коллегами? Возможно, трудно придумать задание, имеющее только две альтернативы, или еще в чем-то дело? Очень жду Вашего ответа. Теперь отвечу на Ваши вопросы. Действительно, существую приемы работы, когда в качестве цели занятия определяется выработка как можно большего количества различных точек зрения. Собственно об этом же и технология "Перспектива". И Вы совершенно правы, что определенный режим мышления, это своего рода определенная роль. Для российской педагогики очень близко понятие активных методов обучения, игровых методов, и конечно понятие роли, ролевого поведения. Если есть интерес, можно более подробно обсудить и этот момент.

05.10.2009   12.02

2

Уважаемая Татьяна Александровна, добрый день! В прошлом году я разрабатывала проблемно-эвристический урок по вашей технологии "Альтернатива", знакомила своих коллег с ее принципами. Очень рада, что сейчас вы предлагаете что-то новое, спасибо вам за это. Обязательно постараюсь поработать с вами, познакомлю коллег-я живу в Иркутской области, и с некоторого времени моя школа активно участвует в ваших проектах.

Правильно ли я понимаю, что в "шляпах мышления" просто увеличивается количество точек зрения на проблему в сравнении с "Альтернативой"?А задаваемый режим мышления-это своего рода роль? В любом случае, мне кажется, что задаваемый режим "думания" - это хороший ход. С уважением- Новикова Светлана Игоревна, г.Усть-Кут

С праздником вас, уважаемые коллеги, творчества вам и вашим ученикам!

02.10.2009   12.04

Прищепа Татьяна Александровна

0

Здравствуйте, Татьяна Алексадровна! Спасибо за вопрос, который действительно непростой. Если анализировать собственный опыт, то надо признаться, что полностью с эмоциями не удается справиться. Правда, я задаю и Вам и себе вопрос: а стоит ли это делать вообще? Мне невозможно представить свои уроки без эмоций. Для меня эмоции и собственные и детей играют очень важное значение при проведении занятий. Шляпы не созданы для того, чтобы справляться с эмоциями, они дают возможность создать на уроке ситуации, когда дети начинают целевым образом выполнять определенные мыслительные действия, например, думать только о плюсах под полями желтой шляпы, или готовить четкое обоснование своей точки зрения под полями белой шляпы и пр. Ведь для каждой из шляп существуют мыслительные инструменты, о которых мы будем говорить и на семинарах, и на страницах мастерской. Но если вернуться к эмоциям, то у меня встречный вопрос: а в Вашей личной педагогической практике какая роль отводится эмоциям, они Вам помогают организовать урок или мешают?

02.10.2009   11.44

Майская Татьяна Александровна

0

Здравствуйте, Татьяна Александровна! Меня очень заинтересовала тема Вашей мастерской. Я посмотрела материла, которые Вы рекомендуете. Прочитала сценарии очень интересных уроков (большое спасибо коллегам, которые их создали). У меня возник вот какой вопрос. Нет секрета в том, что дети очень эмоциональны, что на эмоциональных эффектах строятся многие игры. Действительно ли удается справиться с эмоциями при проведении занятий с использованием шляп мышления?


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru