Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ВКЛЮЧЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Авторская педагогическая мастерская учителя информатики и ИКТ Исуповой Лидии Владимировны

(Для участия в работе мастерской необходимо зарегистрироваться на портале «Педагогическая планета». Если Вы уже являетесь участником мастерской, то Вам необходимо авторизоваться).


Уважаемые коллеги!

Если вас интересует эффективное использование информационно-коммуникационных технологий на уроке, для подготовки к уроку, в проектной деятельности, для проведения профильных и предпрофильных курсов и если вы стремитесь к активному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс, то мы приглашаем вас к участию в работе нашего мастер-класса.

Ждем педагогов, желающих познакомиться с технологией использования цифровых образовательных ресурсов, ориентированной на создание собственных интеллектуальных продуктов в информационной образовательной среде и педагогов, которые активно используют новые информационные технологии в своей педагогической деятельности и готовы поделиться опытом с начинающими.

Актуальность

Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.
ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
  
  
Проблема 
   
Внедрение ЦОР в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную компетентность у учащихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации педагогической деятельности, оценки результатов деятельности и др.
 
  
Гипотеза
 
Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Использование современных ЦОР  не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, а приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
 
Основные понятия
 
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
 
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний,контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых.
  
Типы ЦОРов:
  • Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
  • Информационные источники сложной структуры (ИИСС). ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
  • Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
  1. фундаментальность общеобразовательной подготовки;
  2. способность учиться;
  3. коммуникабельность, умение работать в коллективе;
  4. способность самостоятельно мыслить и действовать;
  5. способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Наборы ЦОР нацелены на наилучшую встраиваемость в существующую систему образования и минимальные требования к инновационности. ИИСС ориентированы на частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. В ИУМК заявлены инновационные решения на уровне учебных курсов, претендующие на кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса.
  
  
Предлагаю следующие информационные ресурсы Интернета по данной тематике
  1. Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и др.;
  2. Единая коллекция ЦОР;
  3. Федеральный банк ЭОР;
  4. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования;
  5. Республиканский мультимедиа центр;
  6. Мастер-класс "Цифровые образовательные ресурсы";
  7. Экспертиза цифровых образовательных ресурсов (итоги акции);
  8. Общие требования к цифровым образовательным ресурсам;
  9. Цифровые ресурсы;
  10. Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;
  11. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности;
  12. Шапиро К.В. Банк электронных ресурсов образовательного назначения (БЭРОН);
  13. Электронная библиотека интернет-ресурсов (г. Волгоград);
  14. Создание интерактивных учебных пособий во Flash;
  15. Интерактивная доска для начинающих и не только...
  
Предметные сайты
  
  1. Портал «Грамота.Ру», посвященный русскому языку, предоставляет не только возможность поиска по многочисленным ресурсам, но и консультации специалистов в области русского языка и культуры речи;
  2. Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на портале "Сеть творческих учителей";
  3. Физика.ru - сайт для учащихся и преподавателей физики;
  4. Материалы по химии;
  5. ИКТ на уроках русского языка и литературы;
  6. Библиотека документов (ЦОР) на портале "Сеть творческих учителей";
  7. Использование учебных материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Русский язык;
  8. Мастер-класс "ЦОР по русскому языку и литературе: каким ему быть?";
  9. Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии;
  10. Набор ЦОР для УМК по информатике и ИКТ для 5-7-х классов автора учебников Людмилы Босовой
  
Практико-ориентированный материал
  
Предложения к сотрудничеству
  
Приглашаю всех заинтересованных коллег - педагогов разных предметных направлений к взаимодействию и сотрудничеству. Мои разработки уроков с использованием ЦОР Вы найдете на сайте МОУ «Моряковская СОШ»  в разделе «Методическая копилка».
  
Если вы готовы выложить в разделе «Практико-ориентированный материал» свои творческие разработки уроков, практические задания, то жду их по адресу isupovalv@mail.ru.
  
Жду Ваши предложения и замечания в зоне для интерактивного общения.
  
  
Вопросы для обсуждения
  
  • Бесспорны преимущества применения компьютера как универсального инструмента для обработки информации и решения современных информационных и коммуникационных образовательных задач. Однако при всем этом остается открытым вопрос: как именно наилучшим образом реализовать эти преимущества в повседневной работе педагога.
  • Какие типичные проблемы и затруднения могут возникнуть у педагогов и  учащихся при использовании ЦОР в образовательном процессе?
  • Каковы возможные варианты использования ЦОР?

03.08.2011   15.34

Кангизер Виктория Ремуальдовна

0

 Уважаемая Лидия Владимировна! Где можно посмотреть методику применения ЦОР на уроке, чтобы не совершать ошибок при их демонстрации?

09.10.2010   18.50

Бессонова Елена Сергеевна

0

Уважаемая Лидия Владимировна! С интересом слежу за представлением этой темы в образовательных сообществах!

Как будет организована работа творческой мастерской?


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru