Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Организация деятельности по созданию реферата

Педагогическая лаборатория Пикаловой Лилии Рахимовны, Физико-математический факультет кафедра информационных технологий ТГПУ

(Для участия в работе лаборатории необходимо зарегистрироваться на портале «Педагогическая планета». Если Вы уже являетесь участником лаборатории, то Вам необходимо авторизоваться).


Зона профессиональных интересов:

  • организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся
  • организация деятельности по созданию реферата
  • эффективное использование ИКТ технологий на уроках
  • организация деятельности сетевых сообществ педагогов

Современная система образования должна готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Поэтому, формирование информационно-культурной компетентности обучающихся является одним из приоритетных направлений. В структуру информационной компетентности входит способность отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию, а также способность использовать для процессов работы с информацией компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий при работе с информацией предоставляет дополнительные возможности: быстро обрабатывать большие объемы информации, приобретать компетенции в смежных областях, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться, причем не только обучающимся, но и педагогам.
 
Одним из способов формирования информационной компетентности обучающихся является работа по созданию реферата. При подготовке рефератов в разных областях предметного знания у обучающихся развиваются:
  • Познавательный интерес, без которого становится невозможным получение полноценного и всестороннего образования
  • Навыки самостоятельного поиска информации, изучение литературных источников, анализа и обобщения материала и навыков подготовки собственных наработанных материалов к публикации
  • Аналитические способности учащихся, стремление к формированию собственного мнения и активного отношения к общественной жизни
  • Владение информационными технологиями - умение использовать известные технические и программные средства поиска и обработки информации, а также самостоятельно осваивать новые.

Реферат может быть:

  1. Кратким, точным изложением содержания документа, включающим основные фактические сведения и выводы, без дополненой интерпритации или критических замечаний автора.
  2.  Самостоятельной научно-исследовательской работой, где раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также излагаются собственные взгляды. Составляется такой реферат на основе двух или более исходных документов и осуществляется анализ, обобщение и систематизация информации.

Реферат - маленькое исследование конкретной темы (проблемы).  Можно выделить несколько этапов работы по созданию школьного реферата, которые совпадают с этапами классического исследования: выбор темы исследования; формулировка цели и задач; поиск информации; построение плана; выбор методик; экспериментальная часть; обсуждение результатов; оформление результатов.

Работа по созданию ученического реферата является универсальным приемом организации самостоятельной, а также исследовательской деятельности обучающихся. Выполняется реферат во внеурочное время, на его написание может отводится различное время (от одного до нескольких месяцев). Объем не может быть менее 8-10 страниц (он не включает титульный лист, оглавление, материалы приложений, сноски). В зависимости от целей образовательного процесса, можно выбрать различную содержательную основу реферата:

  • Реферат-конспект - содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения.
  • Реферат-резюме - содержит только основные положения выбранной темы.
  • Реферат-доклад - наряду с анализом информации первоисточника, содержится  объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.
  • Реферат-обзор - составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по выбранному вопросу.
Предлагаю для Вашего рассмотрения материалы по заданной тематике
 
Репинецкий С.А., Соколов И.А. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации. Москва – Самара: Издательство СамНЦ РАН, 2008. – 51 с. ISBN 978-5-93424-325-9
Как написать реферат.- Элективный курс А.И. Павлова .Научно-методический центр, лицей №18 г.Орел
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов  Автор: Калмыкова И.Р., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарного образования Ярославского областного ИПК работников образования
Гин А.А. Подготовка учеников к докладам // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 23 января. http://www.eidos.ru/journal/2000/0123-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
Экзаменационный реферат в школе. Область применения и алгоритм написания.  Автор: Давыдов А.Ф., учитель географии школы № 2009, Юго-Западный адм. округ г. Москва
Тематическое планирование занятий с учащимися 8 и 9 классов по теме "Методы научного исследования". Автор: Горелов А.С., педагог лицея № 1553, преподаватель курса «Методы научного исследования», кандидат физико-математических наук
Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся. Автор: Леонтович А.В., руководитель Городской экспериментальной площадки, директор Дома научно-технического творчества молодёжи, кандидат психологических наук
 
Педагогический опыт работы автора лаборатории лег в основу предлагаемых Вашему вниманию методических рекомендаций:
 
Структура и содержание реферата
Технические требования к материалам реферата
Структура отзыва педагога-руководителя на реферат
Основные требования к  презентации
Требования к оформлению списка информационных источников
 
Примеры ученических  рефератов и отзывов педагогов-руководителей:
 
Реферат "Перспективы развития атомной энергетики Томской области" в рамках предметной области география. Автор: Ослопов Артур, 9 класс, МОУ СОШ №40 г.Томска. Руководитель: Пикалова Л.Р., преподаватель географии
Презентация
 
Реферат "Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере самодийской группы"  в рамках предметной области технология. Автор: Стеклова Анастасия, 8 класс, МОУ СОШ №31 г.Томска. Руководитель: Жевлакова Н.Н., учитель технологии
 
Реферат "Роль чисел в сказках А.С. Пушкина" . Автор: Романов Сергей, 4 класс, МОУ Наумовская СОШ Томского района. Руководитель: Тимощенко И.В., учитель начальных классов
 
Информационная база авторских публикаций педагогов

Предложения к сотрудничеству

Приглашаю всех заинтересованных коллег - педагогов разных предметных направлений к взаимодействию и сотрудничеству.
  
Жду Ваши предложения в зоне для интерактивного общения.


 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru