Главная > Мастер-классы педагогов

Сайт "Педагогическая планета" размещается по новому адресу: https://planetatspu.ru/

Уважаемые коллеги! Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций присвоила сайту "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА" Томского государственного педагогического университете статус "Средство массовой информации" (свидетельство).
Мастер-класс педагога: Побежимова Людмила Геннадьевна

Пальчиковые игры и упражнения с использованием сосновых шишек


Побежимова Людмила Геннадьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ОГБУЗ "Томская клиническая психиатрическая больница", отделение для детей с речевыми патологиями и пограничными состояниями №1


Цель мастер-класса - обмен опытом использования природного материала в проведении пальчиковых игр с дошкольниками

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, логопедам, дефектологам, учителям начальных классов.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук с развитием речи дошкольника

Первые игрушки малыша – это его собственные руки. Ребенок с удовольствием двигает руками, рассматривая то одну, то другую, радуясь, когда они встречаются. Ребенок взрослеет, ему нравится , когда мама играет его ручками. Но вот мама играет со своими руками. Зажатый кулак с двумя оттопыренными пальцами превращается в зайца, или два больших пальца вдруг становятся веселыми приятелями.

Пальчиковые игры как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе (ветер, дождь, солнце и т.д.).

В ходе пальчиковых игр дети, подражая движениям взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитие мелкой моторики рук очень важно для формирования навыков устной речи ребенка.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие речи и руки у людей шло параллельно, т.е. одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

Потому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точке от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития малкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, а также связная речь.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Потому пальчиковые игры, упражнения и разминки следует проводить ежедневно и в детских учреждениях и дома. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для взрослых, очень сложно и трудно выполнять детям. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, это будет подкреплять его интерес к пальчиковым играм и упражнениям.

 Пальчиковые игры и упражнения с использованием сосновых шишек

(Для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Пальчиковые игры и упражнения проводятся с использованием различных материалов (мячики, смятая фольга, бумага, большие пуговицы, бусины и др).

Особый эмоциональный отклик у детей вызывают игры и упражнения с использованием сосновых шишек, которые также можно рассматривать и как игровой самомассаж.

Специалисты восточной медицины  утверждают, что пальцы имеют большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Благодаря особенностям строения шишки, ее части «покалывают» ладошки, пальчики, т.о. ребенок непроизвольно воздействует на акупунктурные точки.

В игровой самомассаж можно внести и элементы аромотерапии, капнув на шишки кедрового, елового или любого другого масла. Это способствует еще и повышению иммунитета ребенка, улучшению его эмоционального состояния.

На начальном этапе работы с сосновыми шишками дети удивляются, некоторые боятся, что шишки «колючие», но постепенно знакомство с новым дает свои положительные результаты. У детей повышается познавательная активность, развиваются коммуникативные навыки и, конечно, активизируется речевое развитие.

Данный вид пальчиковых игр можно проводить индивидуально, либо в ходе организованной образовательной деятельности, как переход от одного вида деятельности к другому, для закрепления пройденного материала, а так же использовать в течении дня, включая их в различные режимные моменты.

Основной целью игр и упражнений с сосновыми шишками являются – развитие мелкой моторики рук.

Одновременно решаются следующие задачи

1. Развитие речи

2. Развитие психических процессов (мышление, память, воображение) 

3. Снятие тревожности, улучшение эмоционального состояния. 

4. Развитие коммуникативных навыков

5. Развитие познавательных способностей 

Правила проведения игр и упражнений с сосновыми шишками просты:

1.    В игру вовлекаются все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые  «ленивые»)

2.    Чередуются три типа движений: сжатие, растяжение, расслабление

3.    Соблюдение правил техники безопасности и культурно-гигиенических требований

4.    Учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка

На начальном этапе, целесообразно выполнять с детьми простые действия, игры, «знакомить» с шишками, постепенно усложнять задания, вводить упражнение с легко запоминающимися стихами.

Когда дети выполняют пальчиковые упражнения и проговаривают стихотворение, то произнесенное вслух слово легче запоминается. Речь ребенка ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой.

Регулярное использование в работе с дошкольниками пальчиковых игр и упражнений с сосновыми шишками позволяет достичь следующих результатов:

1.    Развивается мелкая моторика

2.    Совершенствуются психические процессы

3.    Развивается речь

4.    Облегчается усвоение навыков письма будущими школьниками.

5.    Совершенствуется умение ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т.д.

6.    Развиваются творческие способности, коммуникативные навыки

При выполнении упражнений важно эмоционально поддерживать детей, хвалить, придавая им уверенность в своих силах.

Методические и дидактические материалы

Пальчиковые игры и упражнения с сосновыми шишками

 «Знакомство с шишкой»

            Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи, создание положительной эмоциональной атмосферы.

            Материал: шишки

            Ход игры: Предложить детям рассмотреть шишку, рассказать о ней (какая она по форме, цвету, на ощупь), взять в руки, по сжимать, покатать в ладонях и по столу, перекладывать из одной руки в другу, рассказать о своих ощущениях, впечатлениях. 

    

«Поймай мишку»

Цель: развитие мелкой моторики рук, создание положительной эмоциональной атмосферы, воспитание усидчивости.

Материал: палочка, веревочка, шишка.

                Ход игры: К деревянной палочке привязана веревочка, на конце которой шишка. Детям предлагается скрутить и раскрутить веревочку, держа палочку кончиками пальцев (указательным, средним и большим) с двух сторон. Возможно внесение соревновательного момента.

«Собери шишки»

            Цель: развитие моторики рук, внимания, скорости реакции.

            Материал: корзинка, шишки.

Ход игры: Перед детьми рассыпаны шишки, предлагается собрать их в корзину. Возможно индивидуальное или подгрупповое проведение игры с использованием соревновательного момента.

«Выложи по контуру»

            Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, развитие речи, закрепление пройденного материала.

            Материал: листочки с контурами. Шишки. 

Ход игры: Детям даются листочки с контурами любых предметов, животных, явлений природы и т.д. Необходимо шишками выложить предложенный контур и рассказать, что получилось.

 

«Дорожки из шишек»

            Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, координации движений, закрепление понятий «право», «лево».

            Материал:  карточки с «дорожками», шишки.

Ход игры: Детям даются карточки с прямыми дорожками, волнистыми, зигзагообразными и др. На них нужно выложить шишки сначала только правой рукой, затем только левой рукой.

«Переложи шишки»

            Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, ловкости.

            Материал: два контейнера, шишки. 

Ход игры: Перед ребенком два контейнера (пустой и с шишками), предлагается переложить шишки из одного контейнера в другой, используя поочередно правую и левую руку. Количество шишек подбирается индивидуально.

«Спрячь игрушку в шишках»

            Цель: развитие мелкой моторики, развитие речи, координация движений.

            Материал: контейнер, игрушки, шишки.

            Ход игры: предложить ребенку спрятать игрушку в контейнере, засыпав ее шишками, затем убирать шишки по одной.

«Сколько шишек?»

            Цель: развитие мелкой моторики рук, навыков счета, речи.

            Материал: контейнер, шишки, листочки с контурами цифр.

Ход игры: Количество шишек варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Дети, считая, перекладывают шишки из одного контейнера в другой, любо выкладывают цифру из них. 

«Передай шишку»

            Цель: развитие мелкой моторики, скорости реакции, ловкости, коммуникативных навыков, речи.

            Материал: шишки. 

Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руке шишка, по сигналу шишка передается товарищу. Возможно использование одной шишки, которую дети передают друг другу во время ритуала приветствия, прощания, либо в ходе организованной образовательной деятельности для закрепления, повторения, уточнения пройденного материала и т.д. Например, называют диких животных, перелетных птиц и т.д.

«Выложи фигуру»

            Цель: развиваем мелкую моторику рук, закрепление знаний геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур, шишки.

Ход игры: Детям предлагается выложить геометрические фигуры по контуру, заполнить внутри контура, либо выложить без образца, затем рассказать какая фигура получилась.

«Спрячь ручки»

            Цель: развитие мелкой моторики рук, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие речи, закрепление навыков счета.

            Материал: большая емкость, шишки, игрушки. 

Ход игры: Перед детьми большая емкость заполненная шишками, предлагается нагрузить в нее сначала пальцы, затем ладони, руки. Можно предложить достать определенное количество шишек со дна, либо достать игрушку, рассказать о ней.

 

Пальчиковые упражнения в стихах с использованием сосновых шишек

(с элементами самомассажа)

Слова

Действия

Шишку пальчик задевает,

С шишкой пальчик поиграет

Шишка лежит на столе

Задеваем шишку каждым пальцем правой руки.

Задеваем шишку каждым пальцем левой руки.

Шишку сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимаем шишку в ладошках, перекладывая из одной руки в другую.

Шишкой ручки поиграют,

Шишку ручки покатают.

Шишка зажата между ладонями, ладони движутся вверх и вниз поочередно.

Шишка, шишка покружись,

С детками ты подружись.

Шишка между ладонями, выполняются движения по кругу в одну и в другую сторону

Шишку весело катаю,

Никуда не отпускаю.

Вверх и вниз ее качу,

Вправо, влево, как хочу.

Шишка между ладонями, круговые движения

Прокатываем шишку ладонями вверх, вниз

Вправо, влево.

Ловко с шишками играем,

Из руки не выпускаем.

Шишка к нам упала с веток,

Хочет спрятаться от деток.

Дети шишечку найдут

И опять играть начнут

Шишка в каждой руке, одновременно обе руки сжимают и разжимают шишки

Руки лежат на столе, ладонями вверх

Одновременно обе руки сжимают и разжимают шишки

Шишка сжата в кулачок, начиная с правой руки, отгибаем поочередно пальцы.

Мишка по лесу ходил,

Много шишек находил.

В детский сад нам приносил

1, 2, 3, 4, 5

Будем с шишкой мы играть.

Шишки в стороны кидаем,

Поиграли, отдохнем.

Пальцы «шагают» по столу

Дети берут шишки в ладошки, поочередно сжимают и разжимают ладошки.  Кладут шишки в разные стороны стола. Руки на стол, ладонями вниз.

1, 2, 3, 4, 5

Шишка хочет поиграть.

Шишку вверх мы поднимаем,

Шишку вниз мы опускаем.

Сжали крепко, подержали.

Очень весело играли.

Пальчики свои встряхнем,

И немного отдохнем.

Соединяем поочередно пальцы обеих рук, стараясь не выронить шишки.

Сжимаем и разжимаем ладони рук с шишками.

Руки вверх, шишка в кулаке.

Руки вник, шишка в кулаке.

Сжали шишку

Кладем шишку на стол

Встряхиваем кисти рук, кладем ладони рук на стол.

С шишкой будем заниматься

И нельзя нам отвлекаться.

В ручку правую возьмем,

И сильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем,

Шишку по столу катаем.

В ручку левую возьмем

И сильней ее сожмем!

Шишку по столу катаем,

Шишку быстро убираем,

Заниматься начинаем!

Сжимаем и разжимаем шишку, перекладывая из одной руки в другую.

Сжимаем шишку в правой руке, с силой сжимаем.

Прокатываем шишку по столу правой рукой.

Сжимаем шишку в левой руке, с силой сжимаем.

Прокатываем по столу левой рукой

Убирают шишку на край стола, принимают «ученическую позу»

В правую руку я шишку возьму

Над головой я ее подниму.

К плечику правому нежно прижму,

И перед грудью ее подержу.

За спину спрячу, вниз опущу,

Руку сменю и опять все начну.

Шишка зажата в ладони, выполняются действия соответствующие словам

 

 

Шишка перекладывается в левую руку, выполняются те же движения.

Шишка колет нам ладошки,

Поиграем с ней немножко,

Если будем с ней играть,

Будем ручки развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными девочки и мальчики.

Шишка нам ладошки колет,

Ручки к школе нам готовит.

Сжимаем и разжимаем ладони с шишкой, перекидывая шишку из одной руки в другую.

Движения вверх, вниз.

Держим шишку в правой руке, поочередно сжимаем пальцы.

Перекладываем шишку из одной руки в другую, сжимая.

 

Скан-копия рецензии


21.06.2017   19.52

Побежимова Людмила Геннадьевна

0

 Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за положительные отзывы о моем мастер-классе.

21.06.2017   16.52

Миханько Ирина Николаевна

0

 Большое спасибо Людмила Геннадьевна за представленный материал.  Работая в школе для детей с ТНР педагогом – психологом могу с уверенностью сказать, что данные игры можно использовать и в начальной школе. Развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений можно закреплять и развивать с помощью природных материалов, в данном случае с помощью шишек. Еще раз большое спасибо за интересный и полезный материал.

21.06.2017   14.59

Шкода Светлана Николаевна

0

Здравствуйте, Людмила Геннадьевна! С большим интересом ознакомилась с вашей работой. Применение природного материала в работе с дошкольниками считаю очень актуальным и успешным. Обязательно буду применять ваш опыт в моей практической работе. 

20.06.2017   12.32

Дворникова Тамара Леонидовна

0

Спасибо за представленный опыт. Тема развития речи и коммуникативных компетенций в настоящее время очень актуальна. Особенно интересно и продуктивно, когда это происходит в процессе игры или творческой деятельности с использованием натуральных природных материалов.

14.06.2017   20.59

Малыгина Светлана Викторовна

0

 Спасибо за содержательный мастер класс. Очень интересно. Упражнения можно с успехом использовать на логопедических занятиях:  во время пальчиковой гимнастики,  физ.минуток и т.д. А такие  задания  как: "Переложи шишку", "Выложи дорожку"  обязательно возьму в свою копилку и буду использовать на занятиях по автоматизации звуков. 

15.06.2017   19.35

Побежимова Людмила Геннадьевна

0

 Здравствуйте, Светлана Викторовна! Спасибо за отзыв. Мне очень приятно, что Вы считаете возможным использовать мои разработки в своей педагогической деятельности. Уверенна, вашим воспитанникам будет интересно.




 
CATALOG.METKA.RU
© Томский государственный педагогический университет, Центр новых образовательных технологий — 2010-2017 гг.
г. Томск, пр. Комсомольский, 75 - к. 108, (8-382-2) 311-317
pedplaneta@tspu.edu.ru