Жалкое заблуждение - воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно направляться другое! 

Жан-Жак Руссо

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники

учитель ЛФК

первой квалификационной категории

Слепкань Юлия Валерьевна

Портфолио документов

 

- ДИАГНОСТИКА

 

  • Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата

 

оценка

 

  • Динамика физического развития обучающихся

 

       диагн1диагн2

 

 

 

- ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  • Научно-исследовательские конференции

 3 место конф 001

 

 

  • Олимпиады

 

уч1 copy copy copy

 

  • Конкурсы

 

 уч1уч3 copy copy

 

- ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

 

удосто

 

- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ ПЕДАГОГА

 

291695 1 1 copy

 

Портфолио работ

 

 Авторская программа по лечебнойфизкультуре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 классы

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по ЛФК с интеллектуальным нарушением для старших классов разработана в соответствии со школьной адаптированной основной общеобразовательной программой образования, обучающихся с умственной отсталостью. В этой программе использован материал рабочих программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред. В.В. Воронковой, а также Баймаковской Н.И.

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю всего 34 часа.

 

Актуальность:

 

данной программы конкретно для нашей школы обусловлено тем, что у наших учеников наблюдаются различные нарушения: отставания в массе тела, отставания в длине тела, нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности, деформации черепа, дисплазии, аномалии лицевого скелета. Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.

 

Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

 

Цель программы:

 

Коррекция отклонений в нарушениях опорно-двигательного аппарата овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

 

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

 

  1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.
  2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
  4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

 

Задачи программы:

 

 • повышение физиологической активности сис­тем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспо­собности в режиме учебной деятельности;

 

  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыж­ках, лазаний, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики и подвижных игр;
  • повышение физической подготовленности и раз­витие основных физических качеств: силы, быстро­ты, выносливости, координации и гибкости;
  • обучение комплексам физических упражне­ний с оздоровительной и корригирующей направ­ленностью, простейшим способам контроля за фи­зической нагрузкой и функциональным состояни­ем организма на занятиях физической культурой;
  • формирование общих представлений о физи­ческой культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и фи­зической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упраж­нениями, включая утреннюю гимнастику, физ­культминутки и подвижные игры.

 

Учебная программа характеризуется:

 

  • направленностью на усиление оздоровительно­го эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы мате­риалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режи­ме учебного дня, а также в условиях активного от­дыха и досуга;
  • направленностью на реализацию принципа ва­риативности, ориентирующего учителя на выбо­рочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболе­вания школьников, особенностей их индивидуаль­ного физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
  • направленностью на реализацию принципа до­статочности и сообразности, определяющего рас­пределение учебного материала в конструкции ос­новных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и ре­зультаты деятельности) и учитывающего возраст­ные особенности развития познавательной и пред­метной активности учащихся младшего школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
  • направленностью на соблюдение дидактиче­ских правил: «от простого к сложному», «от осво­енного к неосвоенному» и «от известного к неиз­вестному», задающих параметры отбора и плани­рования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ са­мостоятельной деятельности.

 

Общая характеристика коррекционного курса.

 

Специальные занятия по лечебной физической культуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ.

 

Они решают образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи, которыеосуществляются в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимают одно из важнейших мест в подготовке к самостоятельной жизни, воспитывают положительные качества личности, способствуют их социальной интеграции в общество.

 

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая учебная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о лечебной физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

 

Раздел «Знания о лечебной физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как, «Базовые понятия лечебной физической культуры» и «Лечебная физическая культура человека». Эти темы о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

 

Лечебная физическая культура как система разнообраз­ных форм занятий физической подготовкой и ук­реплением здоровья человека.

 

Жизненно важные способы передвижения чело­века: сходство и различия.

 

Режим дня и личная гигиена. Правила поведения и техники безопасности на уроках лечебной физической культуры.

 

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий лечебной физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о лечебной физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий лечебной физической культурой» и «Оценка эффективности занятий лечебной физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

 

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

 

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, плоскостопия и мелкой моторики, расслабления мышц, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения.

 

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных мероприятий.

 

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

 

 Основные формы организации образовательного процесса в школе — уроки по лечебной физической культуре, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

 

 Содержание коррекционного курса «ЛФК»

 

 Программа состоит из трех разделов: «Знания о лечебной физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование».

 

Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

 

Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля, за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

 

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

 

Раздел 1. Основы знаний о лечебной физической культуре

 

 Базовые учебные действия, формируемые у младших обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 

Содержание раздела: Изучается в процессе урока. Соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы: «Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке».  «Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание».  «Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках». «Значение утренней зарядки». «Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями».

 

 Раздел 2. Способы физкультурной деятельности

 

 Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

 

Раздел 3. Физическое совершенствование

 

 3.1 Оздоровительная и корригирующая гимнастика, ОРУ (общеразвивающие упражнения)

 

 Содержание раздела:

 

Комплексы упражнений: упражнения на форми­рование правильной осанки (без предметов и с пред­метами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с раз­личным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на мес­те и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.

 

Ходьба: с изменяющейся скоростью и направле­нием передвижения; левым и правым боком; спи­ной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).

 

Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.

 

Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача и ме­тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

 

 

 

Примерные комплексы упражнений ЛФК см. в приложении №1

 

3.2 Гимнастика с основами акробатики

 

Содержание раздела: строй и строевые упражнения: повороты налево и направо, постро­ение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами; акробатические упражнения: упоры; седы; группировки; перекаты; передвижения по гимнастической стенке; ползание и переползание; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); ими­тационные упражнения (подражание передвиже­нию животных).

 

3.3 Легкая атлетика

 

Содержание раздела:бег в спокойном темпе в чере­довании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускоре­нием. Прыжки на месте с поворотами вправо и вле­во, с продвижением вперед и назад, в длину и вы­соту с места; спрыгивание с горки матов, с мяг­ким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с ко­лена».

 

3.4 Подвижные игры

 

Содержание раздела::на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («Умедведя во бо­ру», «Бой петухов», «Совушка», «Альпинисты», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей», «Дунем раз, дунем два»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень»), подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо»).

 

  • Разработка урока

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Учитель ЛФК: Слепкань Юлия Валерьевна

 

Тема: Тренировка координаторных функции

 

Класс: 6 «б»

 

Цели урока: Развитие координационных способностей

 

Задачи:

 

  1. Разучивание ловли и передачи мяча в парах.
  2. Развитие ловкости и координации.
  3. Развитие навыков сотрудничества и согласованной деятельности.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные:

 

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие эстетических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 

Предметные:

 

формирование навыка систематического наблюдения за показателями физических качеств (координации); выполнение простейших акробатических комбинаций на высоком качественном уровне.

 

Место проведения: Спортивный зал

 

Инвентарь: скакалки, гимнастическая скамейка, мячи  

 

Тип урока: разучивание.

 

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть (12 мин.)

Построение. Техника безопасности. Сообщение задач урока.

3 мин.

Команды: «Группа, в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «По порядку рассчитайсь!» «Вольно!» Проверить форму, состав класса.

Строевые упражнения.

1. Ходьба

1. на носках, руки вверх;

2. на пятках, руки за голову.

3. на внешней стороне  стопы

4. на внутренней стороне стопы

1 круг

Команды: «Напра-во!» «Нале-во!» «Кру-гом!» «Прыжком напра-во!»

«Нале-во!» «Прыжком кру-гом!»

Ходьба оказывает положительное воздействие на весь организм.

Профилактика плоскостопия.

Определить дистанцию 1 м.

спина прямая, соблюдать осанку.

Бег.

6 кругов

Дистанция 2 метра

Темп средний

Бег с заданием

1. лицом вперед

2. правым боком приставным шагом

3. левым боком приставным шагом

4. с высоким подниманием бедра

5. с захлестом голени назад

1 круг

Темп медленный.

Следить за дистанцией.

Руки на пояс.

Бедро выносится на уровень горизонтали

Пятками коснуться ягодиц.

2.Упражнение на восстановления дыхания.

1-2-руки вверх-вдох;

3-4-руки вниз-выдох.

2 круга

Дыхание не задерживать.

Выдох длинней.

3.ОРУ (в движении)

1. Наклоны головы влево, вправо; вперед, назад.

2. Поднимаем и опускаем плечи вверх, вниз.

3. Круговые движения в локтевых суставах внутрь, наружу.

4. Круговые движения в запястьях.

5. Круговые движения прямыми руками вперед, назад.

6. Правая рука вверх, левая вниз, отведение прямых рук назад, со сменой положения рук.

7. Руки перед грудью, согнутые в локтевых суставах. 1-2- отведение согнутых рук назад, 3-4- прямых.

8. Выпад с поворотом туловища, шаг правой ногой вперед, поворот вправо, шаг левой ногой вперед, поворот влево.

9.Наклоны на каждый шаг.

5 мин.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

6-8р.

Темп медленный.

Следить за дистанцией.

Следить за осанкой.

Амплитуда движения широкая.

Руки прямые.

Руки ниже груди  не опускать.

Противоположная нога прямая.

Дистанция 1,5 м

Ноги не сгибать, коснуться руками носков.

4. Игра «Вызов номеров»

Расчет на 1-4

По команде учителя

добежать до линии, коснуться ее и вернуться назад.

2 мин.

Бег начинать с высокого старта.

Следить за интервалом.

Быть внимательным к командам учителя.

Основная часть (23 мин)

5. Прыжки через гимнастическую скакалку

1. Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах

2. Прыжки на одной ноге правой, левой

3. прыжки через скакалку с ноги на ногу.

4. прыжки руки скрестно восьмерка

5. вращение скакалки в обратном направлении.

2 мин.

Темп выполнения средний

Выполнять под счет

Следить за интервалом

Прыжки с одновременным вращением скакалки

6. Ловля и передача мяча в парах

1. Передача мяча двумя руками из – за головы

2. Двумя руками от груди

3. Двумя руками с отскоком от пола.

2 мин

Фронтальный метод

Рассказ, показ, имитация

Ошибки исправлять индивидуально

Мяч держать широко расставленными пальцами

Принимать на чуть согнутые руки

Быть готовыми к приему мяча

7. Работа по станциям

1 группа.

Ведение мяча «змейкой»

 2 группа.

Ходьба по гимнастической скамейке;

1. руки в стороны.

2. ходьба в полном приседе по скамейке.

3 группа.

Метание в цель теннисным мячом.

1.Бросить мяч в цель и поймать его.

 

 

4 группа.

«Боулинг»

На линии выстраиваются кегли в ряд. С противоположной линии, ученик катит мяч в сторону кеглей. Задача, как можно больше сбить кеглей.

Построение в одну шеренгу.

3 мин.

3 мин.

3 мин

3 мин

Кисть жесткая, с широко расставленными пальцами

Следить за высотой отскока и точным направлением.

Метод поточный

Страховка

Следить за правильным выполнением

Метод поточный

Это упражнение способствует не только координации  движений и их точности, но и глазомера.

Метод поточный

Катить мяч строго с разметки

Метод поточный

Следить за дисциплиной

Заключительная часть (5 мин)

12. Упражнения на развитие координации

1 Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз

2.Одной рукой гладить себя по животу, а другой рукой похлопывать себя по голове.

Рефлексия

Вопросы.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Какое задание вам запомнилось больше всего?

3. Какое задание было трудно выполнять?

4. Понравилось ли вам на уроке?

3 мин.

2 мин.

Следить за правильным выполнением

Упражнения выполняются в движении

Закрепление теоретической части урока

 

 

 

  • Организация предметно-развивающей среды

 

 среда1

 

среда2

 

  • Публикации  в сети интернет

 

страничка copy

 

Ссылка на сайт:

 

https://infourok.ru/user/slepkan-yuliya-valerevna

 

публ

 

Портфолио отзывов

 

  • Отзывы родителей обучающихся

 

отзыы род

 

  • Отзывы педагогов

 

Открытый урок: «Применение методики Мозжечковая стимуляция на уроках ЛФК, для детей с ТМНР»

 

Актуальность: с каждым годом в нашей школе растет процент учеников с ТМНР. У каждого ребенка своя патология заболевания, но характерной чертой этих детей является - психофизическое недоразвитие. Это свойство характеризуется нарушениями: координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, сложность удержания позы и пространственных представлений и с целью повышения эффективности урока ЛФК я применяю «Метод мозжечковой стимуляции»

 

Цель занятия: улучшение способности к обучению, восприятию и переработке информации путем использования упражнений, стимулирующих мозжечок.

 

Задачи:                                              

 

  1. Корректировать мозжечковые нарушения: дефицит внимания и концентрацию.
  2. Улучшить зрительно - моторную координацию

 

3.Научить работать в группе

 

Планируемые результаты

 

Улучшить: уровень концентрации внимания, все виды памяти, развитие речи как устной, так и письменной, способности, социальную адаптацию, развитие особого мышечного чувства под названием «проприорецепция» через специальные корригирующие упражнения 

 

Место проведения: малый зал (зал ЛФК)

 

Класс: 7е

 

отзыы пед

 

  • Анализ деятельности педагога в рамках ГМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ

 

 анализ