Мастерская по обмену опытом "Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку, начиная с начального этапа обучения".


Шихова Галина Михайловна

учитель английского языка высшей категории

МБОУ "Усть-Абаканская СОШ"

пгт. Усть-Абакан, Республики Хакасия, 

отличник народного образования,

победитель ПНПО 2006 года.

 

Здравствуйте, друзья!

Надеюсь, что материал, представленный мной на этой странице будет полезен.

Хотелось бы реального обмена опытом.

Готова принять ваши замечания и советы!


Пояснительная записка

       Последние 10 лет наша российская школа переживает качественно новый этап в своём развитии, который связан с кардинальным изменением задач обучения. Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений.                                                                                                                                                              

В связи с перспективой перехода ЕГЭ по английскому языку в разряд обязательных и изменением формата ЕГЭ: введением устной части ЕГЭ и сложностью формирования и развития продуктивных навыков устной речи по английскому языку у участников образовательного процесса совершенно обоснованно появился ряд вопросов.       В данной работе автор предлагает ответы на некоторые из  них. Ключевая задача при изучении иностранного языка -  овладение коммуникативными  навыками,  следовательно,  ведущими  объектами контроля должны стать продуктивные коммуникативные умения. В нашем случае устная речь. В соответствии с ФГОС устной речи как виду речевой деятельности отводится важное место на базовом и профильном уровне обучения.                                  

 В данной работе сделана попытка осветить вопросы подготовки учащихся, начиная с начальных этапов обучения,   к прохождению  устной части ЕГЭ по английскому языку (из опыта работы). Как найти время? В школе в группах много учеников и на устную часть не хватает времени, плюс прибавьте сюда не всегда хорошую дисциплину в классе. В учебном плане на подготовку к ЕГЭ предоставляются факультативные часы только в старших классах. Безусловно, этого недостаточно, но в условиях ФГОС можно воспользоваться часами, выделяемыми на организацию внеурочной деятельности.

С чего начать? Первое и самое важное – научить детей справляться с психологическим аспектом. Наши дети часто бывают зажаты и закомплексованы, что очень сильно мешает им начать говорить, у них ступор перед любым вопросом. Им легче написать всё это письменно и, вероятно, они сделают это лучше, чем устно.      Тщательно  организованная  учителем работа поможет ученику избавиться от чувства  страха  и  комфортно  чувствовать себя в иноязычной языковой среде.                                                                                                                        

Важно: практиковать на учебных занятиях аудиозапись, например на  мобильный  телефон,  с  дальнейшим  прослушиванием  и проведением анализа и исправления ошибок. Что касается   готовности экзаменуемого работать один на один с компьютером, можно отметить, что   в  жизни  большинства  современных выпускников  общение  с  компьютером  и  посредством  компьютера занимает  большее  место,  чем  непосредственное  общение  с  людьми. Многим будет более комфортно сидеть за компьютером, чем перед экзаменаторами.                                                                                                                        

Важной задачей является разработка стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Что делать и как это делать? Автор предлагает ряд рекомендаций для учащихся, созданные самостоятельно для отработки стратегии подготовки и прохождения экзамена.   Учащиеся должны понимать, что экзамен представляет собой строго организованную систему заданий, которые должны быть выполнены согласно определенным правилам. Опыт показывает, что не всегда решающую роль играют только знания. Например, неумение следить за временем, неправильно выбранная стратегия могут сыграть злую шутку даже при блестящем английском.    Также одним из ключевых моментов сдачи ЕГЭ по английскому языку, тем более в контексте введения устной части, является снятие каких-либо языковых барьеров. Язык можно заучить только до определенного момента, но рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью чувствовать язык, осознавать  его, пропускать через себя, не бояться языка.

 На момент официального объявления введения устной части экзамена очень сложно было найти пособия для подготовки. В работе предлагаются виды заданий, разработанные автором самостоятельно.Перед каждым педагогом возникает еще один серьезный вопрос: как из обилия пособий книжной  индустрии,  порой перепечатываемыми из года в год,  выбрать те, которые могли бы обеспечить  формирование  и  развитие  навыка  сдачи  экзаменов современного формата? Один совет: использовать европейскую учебную литературу, содержащую огромное количество  тестов,  написанных  в  соответствии  с  требованиями международных  экзаменов. Сегодня  можно  найти  пособия, которые включают в себя компьютерное сопровождение в форме тренажера, используя который можно отработать навыки сдачи устного экзамена  по  английскому  языку  на  компьютере. Автор предлагает перечень пособий, которые могут быть полезными. 

Работы много и заниматься нужно этим как можно раньше, а не за 3 месяца! Один небольшой, возможно странный совет: уже в начальных классах познакомиться с кодификатором. Вы сможете определиться в перечне тех задач, которые будете ставить перед собой.  

 

Все материалы размещены в прикрепленных файлах. Жду вопросов, отзывов и советов. 

Стратегии подготовки к ЕГЭ

 Способы привлечения внимания учащихся

Подсказки для выполнения раздела грамматика

Таблица для мониторинга еженедельной подготовки учащихся

Авторские примеры заданий по развитию устной речи с начальных классов

Комплект заданий к устной части ЕГЭ

Перечень пособий

Подсказки для выполнения и подготовки к выполнению заданий по устной речи ЕГЭ

Рекомендации для оформления уголка по подготовке к ЕГЭ

Анализ педагогических технологий опроса

Рецензия Шиховой Г.М.

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ  ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.


Форсова Ольга Борисовна, учитель математики высшей категории МОУ СОШ № 37 города Твери. Долженко Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 37 города Твери.

 Уважаемы коллеги!

Знакомясь с материалом нашего мастер-класса, вы узнаете, что веб-квест является одним  из методов проблемного обучения и какие учебные задачи могут быть решены с  его использованием; познакомитесь с определением веб-квеста и методологическим обоснованием использования данной проблемной методики; убедитесь, что веб-квест может быть использован как инструмент  повышения учебной мотивации школьников.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков.

Веб-квест является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях создания урока, ориентированного в первую очередь на учеников, вовлеченных в учебный процесс.
 
 
Что такое технология web-квест?
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся  дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются  преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
 
 
Технология web-квест  позволяет  в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
  • Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
  • Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
  • Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся  полнее раскрывать свои способности.
Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:
  • повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
  • повысить мотивацию обучения;
  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
  • наглядно представлять разнообразные  ситуационные задачи и т.д.;
  • воспитывать информационную культуру учащихся.
 Для решения каких задач может быть использована данная технология?
1. Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.
 2. Систематизировать усвоенные знания.
 3. Сформировать навыки самоконтроля.
 4. Сформировать мотивацию к учению в целом.
 5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
 
 Преподаватель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:
  • легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;
  • реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
  • уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
  • проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
  • осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
  • уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы со студентами;
  • сделать более эффективной самостоятельную работу студентов, которая становится и контролируемой, и управляемой.
 С использованием квестов обучаемый получает возможность:
·         вести работу в оптимальном для него темпе;
·         вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;
·         легче преодолевать барьеры психологического характера (несмелость, нерешительность, боязнь насмешек);
·         отрабатывать необходимые умения и навыки до необходимой  подготовленности.
 
Актуальность выбора технологии
Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1.    Пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2.    Активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3.    Интерактивная - ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле дея­тельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.
 Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.
Учителями уже накоплен определенный опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего – это использование Интернета при выполнении индивидуальных или групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом “вписывается” во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Такой способ интеграции Интернета в обучение называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; учитель, создающий данный проект, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. В целях повышения мотивации при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
 
1.   По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2.   По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3.   По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные.
 
 
 
Методический словарь
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
 
 
Структура веб-квеста.
Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Однако, она не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Вы можете конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников. Обычно квест делится на четыре основных раздела: Введение, Центральное задание, Формулировка задания, Оценивание, Заключение, Комментарии для преподавателя. 
Во введении указывается  название веб-квеста, который может содержать интересный вопрос или основное направление деятельности. Так же необходимо указать проблему веб-квеста, которая должна быть актуальной и востребованной. Далее даётся описание проблемной ситуации, которой посвящён веб-квест, и указаны роли специалистов, принимающие участие в решении данной проблемной ситуации. По каждой роли следует дать краткий комментарий, пояснив, что делает специалист, какими полномочиями обладает. Необходимо продумать роли так, чтобы ученики при выполнении заданий были равномерно заняты по трудозатратам и в завершении исследовательской работы могли продемонстрировать свои результаты как индивидуально, так и в составе рабочей группы.
 
Центральное задание должно быть четко сформулировано, понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной и/или групповой работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, или указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
 
На странице с формулировкой заданий по ролям для каждой из них прописывается задание, параметры для выполнения и ссылки на ресурсы, даётся план работы с пошаговым описанием действий и рекомендации, которые содержат информацию о порядке работы, оптимизации, трудностях и вариантах их решений. Ссылки на Интернет-ресурсы должны быть логически включены в задание. Самое главное в квесте - это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
 
.
На странице Оценивания прописываются критерии оценивания веб-квеста, шкала для самооценки а так же могут  публиковаться  результаты выполненных заданий. Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами.На этой же странице учащиеся проводят самооценку готового продукта, сравнение его с продуктами других групп. Учащиеся не только представляют свою работу, но и делают выводы, чему они научились, чего достигли. При групповой работе они оценивают также свое участие в проекте и свой личный прогресс. Учитель также оценивает работу, анализирует ошибки, дает советы для будущей работы. 
 
На странице Заключение суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом
 
На странице Комментарии для преподавателей даётся информация, для кого предназначен веб-квест, название, класс, а также  содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать веб-квест.
Цель веб-квеста должна содержать умения и навыки, которые сформируются в процессе работы над веб-квеста. В постановке задач указываются конкретные условия, которые необходимо выполнить для достижения цели. Результаты должны отражать реальный продукт, который получится по завершению работы над веб-квестом. Здесь же стоит описать, чему ученики научатся в процессе выполнения заданий и где полученные умения и навыки можно применить в дальнейшем.
Этапы работы над веб-квестом
Выделяют следующие этапы работы над веб-квестом:
  1.   На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы подбираются так, чтобы при работе над ними школьник углубил свои знания по изучаемому предмету или приобрел новые знания. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся, чтобы ученик мог выбрать себе дело по душе и работать, сознавая необходимость решения поставленной проблемы. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, тем интереснее будет обсуждение результатов, поскольку работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
         2. На этапе выполнения задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности в мировом информационном пространстве.
 
   3. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта.
 
  4. Обсуждение результатов работы над веб-квестами можно провести в виде конференции, чтобы учащиеся имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы. На этом этапе закладываются такие черты личности как, ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией. В завершении работы над заданием, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.
 
   5.  Работа с веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
 
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
  •  Использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
  •  Самообучение и самоорганизация;
  •  Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  •  Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  •  Навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией)
Чтобы четко представлять себе, как работать над веб-квестом, сначала попытаемся дать ответ на вопрос: «Зачем нужно использовать web-квесты?»
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислим ее главные достоинства:
  • Web-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
  • Модель работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  • В Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  • Учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении задания. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания;
  • И наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию web-квестов при обучении, - это то, что многие Ваши ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения знаний по предмету.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
  • Участник квеста учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала преподавателем.
  • Создает возможность развитию навыков общения Интернета, тем самым, реализуя основную функцию– коммуникативную. 
  •  Веб – квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки
  • Участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
  • Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
  • Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов.
Трудности и проблемы. В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:
  • Для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • Технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности; медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.
 
Перечень использованной литературы:
1.      Кузнецов А.А., Семенов А.Л. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21
2.      Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
3.      Семенов С.В.  Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
4.      Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка):[электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm
 
5.      БовтенкоМ.А.Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб.пособие / М. А. Бовтенко - Новосибирск. 2005. – 112 с.
 
6.           Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение-квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/
  
7.      Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. 

 Методические и дидактические материалы

Маршрутный лист участника

Критерии оценки веб квеста

Критерии самооценки работы группы

Использование современных образовательных технологий при работе с веб квестом

Методические рекомендации 

Предлагаем ознакомиться с применением технологии  веб квеста на примере использования ее во внеурочной деятельности.

Веб квест "Экологический марафон"

Рецензия на работу    


Тема мастер-класса: "Советы по организации и проведению сетевого проекта"


  Автор: Удалова Наталья Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №13"  города Балаково Саратовской области


 Пояснительная записка

Метод проектов, в последнее время широко используемый в педагогической практике, основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность школьников на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Данный мастер-класс рассчитан на учителей, которые осуществляют проектную деятельность со своими учениками, но хотят выйти на другой уровень – организацию сетевого проекта с привлечением участников из разных уголков страны. Предложенные рекомендации могут быть использованы при организации сетевого проекта.

С 2010 по 2014 год я являлась участником регионального эксперимента  «Сопровождение профессиональной деятельности педагогов в условиях сетевого взаимодействия». В рамках эксперимента были проведены следующие сетевые проекты:

1. Всероссийский проект  «Дистанционный математический КВН- 2010»

2. Всероссийский проект «Приключения Снегурочки и юных математиков» 2010-2011 (проект осуществлялся на базе КАМПУС)

3. Международный конкурс  «Никто не забыт, ничто не забыто», 2013

4. Международный конкурс  «Учёные-математики на защите Отечества», 2014

5. Международный проект «Приключения Кузи и его друзей», 2014

 

Методические рекомендации 

Как организовать проект?  В качестве примера возьму организацию проекта «Приключения Кузи и его друзей» для учащихся 4-7 классов: http://proekt-fgos.ucoz.ru/.

I. Выбор предметно-содержательной области: моно проект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект

Внеурочный проект получатся более ярким, запоминающимся, если он - межпредметный. Перед началом проекта было решено организаторами проекта объединить математику, экологию и  информатику (без информатики сетевой проект невозможен).

II. Определение целей и задач проекта

Перед созданием проекта необходимо чётко сформулировать цели и задачи. Организаторы должны понимать, что они хотят получить в результате проектной деятельности.

III. Этапы проекта

Каждый этап должен быть ярким, запоминающимся, не похожим на предыдущий. Участница проекта Наталия Шершакова пишет: «Здравствуйте! Проект понравился, жили больше месяца в постоянной деятельности. Ждали задания каждый четверг (ночью), чтобы с утра начать обсуждение и приступить к их выполнению. Очень трудно работать сразу с 4 командами, давать им всем хоть чем-то разные идеи. Слава богу, что наши дети стали продвинутыми в ИКТ-технологиях и учились работать во всех сервисах самостоятельно! Спасибо вам огромное за приглашение к участию».

Черновые этапы (наброски структуры проекта):

1. Регистрация и знакомство. Как осуществить знакомство? Хотелось немного оригинальности, поэтому на помощь пришёл сервис Dermandar (данный сервис уже использовался при проведении конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто») – создание 3d панорамы. Участники должны были познакомить  друг друга  со своим родным краем. Для этого необходимо было создать панораму любого уголка населённого пункта и отметить местоположение панорамы на карте. 

2. Знакомство участников с правилами общения в интернете. 

Без сетевого этикета невозможно проведение проекта.

3. Так как проект должен был завершиться под Новый год, то решено было, что участники создадут новогодние игрушки, которыми будет украшена ёлка.  Это додекаэдры, икосаэдры и др. Так как создание красивой фигурки длительный процесс, то решили растянуть данный этап на весь проект. Хочется отметить, что участники создают игрушки увлечённо, творческий процесс приносит им радость, но в то же время они знакомятся с геометрическими фигурами.

 

4. Осуществить измерение уровня загрязнения воздуха, почвы и воды, чтобы каждый участник задумался над проблемами экологии в родном крае. 

 

5. Японский кроссворд. Хотелось привлечь учащихся к японским головоломкам, которые развивают логику и внимание. Кроссворды должны быть разноуровневые, чтобы каждый участник мог справиться с заданием, не разочароваться и получить баллы за этап.

 

6. Необходимо привлечь участников проекта к проблеме сохранения природных богатств, используя данные из интернета и собственные подсчёты.

7. Подведение итогов проекта в форме 3d сказки (увлекательно и не отнимает много времени). 

8. Награждение. 

Каждый этап должен завершаться рефлексией.

Этапы определены (черновые наброски), но им необходимо придумать название, как и самому проекту.  Сохранение порядка в доме под названием «планета Земля» и на ум приходит домовой, который должен наводить порядок в доме. А кто самый известный домовой? Конечно Кузя! Так и родилось название проекта «Приключения Кузи и его друзей».  Этапы проекта – это название глав из книги про домовёнка или выдержки из книги: «Под веником кто-то был…», «Воробьиный язык», «Дом для хорошего настроения», «На гиблом болоте», «Головоломка от Бабы Яги», «Вот беда, беда, огорчение», «Советы от Кузи и его друзей».

Дальше продумываем задания и продукт деятельности на каждом этапе (панорама, буклет, кроссворд, фотоотчёт, фигура, сказка и т.д.) Но при этом не забываем, что задания должны быть по силам каждому участнику.

IV. Участники

Можно использовать индивидуальную или групповую форму проектной деятельности. Выбрали групповую форму проекта (в путешествие веселее отправиться командой, групповая форма способствует сплочению коллектива).  Для себя отметили, что  участников не должно быть ни мало (не интересно для самих же участников), ни слишком много (тяжело будет работать с такой командой).  Оптимальный вариант для команд  - это  3-6 человек. Руководителей: 1-2, чтобы учителя могли посоветоваться, подстраховать друг друга.

Возраст. 4-7 классы. Почему? За маленьких практически всегда всё делают родители, а уже с 8 класса интерес к проектам пропадает, дети участвуют под давлением учителя неохотно и выполняют работу «тяп-ляп».

Каждый проект отнимает колоссальное количество сил и времени у организаторов, членов жюри и самих участников. Поэтому, если вы организовываете проект, то не скупитесь на призовые места, если участники добросовестно проходят все этапы и качественно выполняют задания. Пусть будет не три призовых места, а больше.  Поэтому лучше всего разбить участников на возрастные группы: 4-5 классы и 6-7 классы. Да, так и честнее будет, трудно соревноваться друг с другом 9-му и 14-летнему участнику.

V. Платформа для проведения

Проект сетевой, поэтому необходимо выбрать платформу для проведения.

Советую  google.com или ucoz.ru. Используя данные хостинги можно создать сайт, на котором вы сможете организовать и провести сетевой проект. У  ucoz.ru больше возможностей, но есть существенный недостаток – реклама (снятие верхней рекламы стоит около 3-х долларов в месяц). Можно использовать любой другой хостинг, который  позволит оставлять комментарии в конце каждой страницы – это необходимо для проведения рефлексии в конце каждого этапа. Если вы используете в проекте сказочного персонажа (например, Домовёнка Кузю), то пусть он  участвует в разговорах, отвечает на комментарии детей. Для этого необходимо отдельно зарегистрировать сказочного персонажа на сайте проекта.  

Создаём сайт, на котором размещаем: общую информацию о проекте, о сроках проведения. Информация по каждому этапу появляется постепенно, сроки должны быть указаны в положении конкурса.

VI. Организатор проекта

Вы должны продумать, от какой организации будут выписаны дипломы, грамоты, благодарственные письма и сертификаты участникам. Можно договориться с комитетом образования, педагогической организацией или администрацией образовательного учреждения.

VI. Обратная связь  

На сайте проекта необходимо создать страничку (в проекте она называется «Почемучка»), где вам могут задать вопрос о проекте, о возникших трудностях, ваша же задача оперативно ответить и решить проблему. Оставьте свой электронный адрес для связи – не каждый готов задать вопрос открыто.

Для вашего удобства следует создать отдельную почту для своего проекта. Если организаторов больше одного человека (одному человеку осуществить всё очень тяжело, хорошо, когда есть команда, где каждый знает свои обязанности), то каждый из них, имея доступ к почте, может решить оперативно проблемы по мере их поступления.

VII. Регистрация

Регистрация сама по себе не начнётся. Необходимо разослать пригласительные письма по школам родного города с положением о проекте.  Дать рекламу на страницах педагогических порталов, на которых вы зарегистрированы. Оставить приглашения на сайтах школ. Процесс утомительный и долгий (от двух недель до месяца).

VIII. Оценивание работ

Оценку работ необходимо продумать тщательно. Каждый участник должен быть ознакомлен перед началом каждого этапа с его критериями! Членам жюри высылаются бланки для оценивания (старайтесь, чтобы члены жюри были из разных образовательных учреждений) и сразу оговариваются сроки сдачи оценочных листов. Публикация результатов осуществляется после каждого этапа.

 

Сетевой проект способствует развитию интереса к учёбе, умению работать в группе, ведёт к увеличению показателей качества знаний.  

 

Скан-копия рецензии

 Уважаемые коллеги!

Желаю вам творческих успехов!

Если у вас появились вопросы, то я обязательно на них отвечу.


Образовательный маршрут ” Праздник урожая”


 Филатова Валентина Григорьевна,МАОУ гимназия №56г.Томска,

преподаватель английского и немецкого языков,

высшая квалификационная категория,

руководитель МО учителей иностранных языков.

 


  Уважаемые коллеги!  

Позвольте мне представить Вам образовательный маршрут" Праздник Урожая"!

Пояснительная записка

Актуальность:

Внеучебная деятельность школьника тесно связана с провождением времени в сети Интернет. Однако, организовать собственную познавательную и коммуникативную деятельность в сети Интернет ученики не могут в силу своих возрастных особенностей, а современные родители не имеют опыта использования сети Интернет для решения образовательных задач.

 

Сегодня в сети Интернет имеется огромное количество незнакомых учебно-познавательных ресурсов, потенциально предназначенных для расширения кругозора школьников.Согласно ФГОС — маршрут представляет интерес для развития личностных результатов , таких как умение определить рамки знания и незнания, развитие навыков самоконтроля при обучении, развивает навыки учебно-исследовательской деятельности.
 
Новизна:

 Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. Поэтому приоритетной задачей педагогов сегодня может стать разработка образовательных маршрутов с чёткими методическими указаниями для совместной деятельности родителей и учеников(5 классы) в сети Интернет.

Данный маршрут - модель обучения, которая даёт возможность обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в саморазвитии, развитие умений работать с информацией, а также привлекает родителей к сотрудничеству со своими детьми среднего звена.

Во время прохождения маршрута ученикам предлагается:
  • расширить свой лексический запас английского языка, а в частности узнать отличия американского и английский вариантов английского языка не только в произношении, но и в лексике;
  • узнать славянские названия этого праздника;
  • побывать в местах, где зародился праздник Благодарения в Америке; пройти путь по морю от Англии до Америки;
  • возможность проявить свои творческие способности , пройти до вершины лестницы успеха и получить КОРОНУ ПОБЕДИТЕЛЯ.   

 

Методические и дидактические материалы

 Образовательный маршрут " Праздник Урожая"

Мой образовательный маршрут -презентация

   

           

Методические рекомендации по работе с предлагаемыми образовательными материалами.

 

Образовательный маршрут могут пройти обучающиеся как 5-х, так и 11 классов. Маршрут состоит из восьми автономных шагов, которые ученики могут проходить в удобное для них время c любого компьютера, планшета или сотового телефона, где имется доступ в Интернет.
Для разработки данного маршрута и оценки результатов были использованы сервисы Web2.0 - GoogleDocs и GoogleForms,Learning Apps.
После выполнения каждого шага необходимо сделать отметку на лестнице успеха. Сделать копию рисунка и делать отметки совместно с ребёнком ( 5-х классов), (файл, создать копию или распечатать на принтере, повесить на стену и делать отметки после выполнения заданий на каждом шаге).

Необходимо выполнить рефлексию после выполнения всех шагов на маршруте. 

Результаты:
  1. Данный образовательный маршрут был апробирован в 6 классах МАОУ гимназии №56 и были получены хорошие результаты (мотивация к изучению английского языка у части учеников повысилась).
  2. Образовательный маршрут был немного изменён и использовался в качестве конкурса во время Декады иностранных языков с 16.04 по 26.04.15. Участие приняли обучающиеся 6-10 классов.
  3. Ответы обучающихся были подробными и полными, что говорит о чётком выполнении рекомендаций и полному изучению предложенного материала.
  4. Использование сервисов Web2.0 :GoogleDocs, Learning Apps.   можно рекомендовать педагогам к использованию в педпрактике для организации внеучебной деятельности. Плюсы — ученики могут выполнять задания с любого компьютера, где имеется доступ в Интернет.
Дополнительные материалы:
 
В статье на сайте Образовательной Галактики Intel я даю подробные рекомендации Как создать викторину, используя Google Form
Формы Google (Google Form) – удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать другую информацию.
Форма Google автоматически привязывается к одноименной электронной таблице.
При отправке формы или предоставлении к ней общего доступа, ответы получателей автоматически собираются в этой электронной таблице.
 
В данном видео показывается технология создания викторин.
Используя Google Form, Вы можете создавать вопросы различного типа: один из списка, несколько из списка, выпадающий список, шкала, сетка.
 
Викторину, которую Вы создали, Вы имеете возможность разместить на своём блоге или сайте. Для этого есть возможность получить встраиваемый код или ссылку. Вы можете поделиться ссылкой с коллегами.
 
Примеры
В своей работе я часто использую викторины и опросы, которые создаю с помощью Google Форм. Преимущество их использования заключается в быстроте создания, быстроте выполнения задания и мгновенного получения ответов в форме сводной таблицы или графика.
 
Опрос " Teamwork” с использованием шкалы
Gоoogle Формы легко использовать для создания:
• викторин
• опросов
• тестирования по предмету
 
Такие викторины удобно использовать на уроках английского языка во время Декад, а также на уроках и во внеурочной деятельности.
 
Преимущество создания и использования:
 
• Результат Вы получаете в сводной таблице или графике.
Результат Вы получите быстро, нет необходимости проверять школьные тетради (если Вы выполните викторину или задание сами и выделите цветом, то эффективность проверки работ ещё только возрастёт),второй вариант –использовать приложение http://www.flubaroo.com/ для автоматической проверки ответов .
 

 

 

Скан-копия рецензии

        

 


Мастер-класс для учителей иностранного языка (и учителей гуманитарного цикла) "Основы работы в программе "Hot Potatoes"


имя: Сычугова Елена Вячеславовна

место работы: МАОУ "Гимназия №76", город Набережные Челны, республика Татарстан

должность: учитель английского языка I квалификационной категории


Пояснительная записка.

    Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Современность предъявляет школе и её выпускнику всё более высокие требования. Чтобы им соответствовать, современный урок должен быть интересным, познавательным и творческим.
Компьютерные технологии позволяют заинтересовать детей, повысить мотивацию в изучении языка и, следовательно, повысить эффективность уроков. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной, творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность.


        Актуальность курса: электронно-образовательные ресурсы прочно вошли в систему современного образования. Наличием интерактивных досок и прочих современных устройств теперь никого не удивишь, скорее удивит их отсутствие в кабинете. Все эти устройства призваны облегчить работу учителя, сделать материал доступнее, а урок ярче и интереснее. Существует много программ, помогающих учителю разнообразить виды деятельности учащихся, повысить их мотивацию в изучении предмета. Одной из таких программ является программная оболочка “Hot Potatoes”, сочетающая в себе несколько видов заданий. Следует отметить, что данная программа легка в применении и работать с ней могут учителя любых предметов. Работа с программой “Hot Potatoes” способствует формированию у учащихся не только предметных, но и метапредметных умений и навыков, таких как работа с текстом, поиск информации и т.д. Кроме того, осуществляется межпредметные связи с информатикой, русским языком, литературой.


        Цель курса: Ознакомление коллег-слушателей с основами работы в программе  “Hot Potatoes”.


        Задачи курса:
1)     Ознакомить со структурой программы
2)    Ознакомить с основными параметрами работы
3)    Обучить работе в программе “Hot Potatoes”


В ходе занятий слушатели должны овладеть комплексом умений, необходимых для работы в программной оболочке “Hot Potatoes”, создания упражнений и объединение упражнений в единый блок. 

Hot Potatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер; поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.
Программа разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада

Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа за-даний).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.

Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
 

Занятие 1. Знакомство с программой "Hot Potatoes". Общие рекомендации по работе в программе

Занятие 2. Создание упражнений на заполнение пропусков

Занятие 3. Создание упражнений на поиск соответствия

Занятие 4.Создание тестов и викторин

Занятие 5.Создание кроссвордов

Занятие 6.Создание упражнений на восстановление последовательности

Занятие 7.Включение текста в упражнение.Экранная клавиатура

Занятия 8-9.Объединение упражнений в уроки или тематические блоки

Инструкции по установке программы просты: вы скачиваете программу, распакуете архивный файл и нажимаете setup.exe. Ссылка 80_setup_hotpot_63.rar

Скан-копия рецензии

Список литературы
1.    Бовтенко М.А. Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика». Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью универсальной программы-оболочки «Hot Potatoes» (Версия 6.0. 1998 - 2003) (для начинающих пользователей). – Новосибирск, 2004.
2.    http://www.itlt.edu.nstu.ru/itltcourse.php